Пояснительная записка.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования составлена на основании следующих нормативных документов: Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепция УМК «Школа России».
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
‒ определение ценностных ориентиров начального образования;
‒ определение состава и характеристик универсальных учебных действий;
‒ выявление в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определение условий формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
1. Описание ценностных ориентиров.
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России».
5. Преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
6. Планируемые результаты сформированности УУД.
Понятие «универсальные учебные действия» Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий: ‒ обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
‒ создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования 1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая ‒ чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ‒ осознание ответственности человека за благосостояние общества; ‒ восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; ‒ уважение истории и культуры каждого народа. 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества ‒ доброжелательность, доверие и внимание к людям, ‒ готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ‒ уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма ‒ принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; ‒ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; ‒ формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; 4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: ‒ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; ‒ формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: ‒ формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; ‒ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; ‒ критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; ‒ готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; ‒ целеустремленность и настойчивость в достижении целей; ‒ готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; ‒ умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Виды УУД |
Содержание |
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
|
‒ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
‒ смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. (ученик должен уметь ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?);
‒ нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
|
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности |
‒ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
‒ планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
‒ прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
‒ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
‒ коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
‒ оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
‒ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий
|
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
|
|
Общеучебные универсальные действия
|
‒ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
‒ поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
‒ структурирование знаний;
‒ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач в ‒ зависимости от конкретных условий;
‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
‒ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
‒ определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
‒ научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
‒ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
‒ моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
‒ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
|
Логические универсальные действия
|
‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
‒ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
‒ выбор оснований и критериев для сравнения, сертификации, классификации объектов;
‒ подведение под понятие, выведение следствий; ‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
‒ доказательство; ‒ выдвижение гипотез и их обоснование
|
Постановка и решение проблемы
|
‒ формулирование проблемы;
‒ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность
|
‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
‒ постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
‒ разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
‒ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
‒ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
‒ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
| |