Вторник, 07.05.2024, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ с.Савали

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Документы

Главная » 2011 » Сентябрь » 23 » Урок литературы. Мухаматгалеева Ильзира Гарапшовна
22:23
Урок литературы. Мухаматгалеева Ильзира Гарапшовна

Тема: Развитие темы назначения поэта и поэзии в творчестве поэтов первой половины XX века.

Цель: образовательная – выяснить, что означал и как отразился завет Пушкина в судьбе и творчестве поэтов XX века;
          воспитательная – привить интерес к поэзии, уважение и гордость за русскую литературу;
          творческая – дать возможность самим написать первые стихи.
 
Оборудование: проектор, компьютер, книги, портреты поэтов
 
Оформление урока На доске: ПОЭЗИЯ – ПОЭТ - ЭПОХА ( развитие темы назначения поэта и поэзии в творчестве поэтов 20 века );
Поэзия-искусство образного выражения мысли в слове , преимущественно в стихотворной форме. ( толковый словарь )
   Поэт – 1 автор стихотворных произведений
              2 человек, воспринимающий действительность возвышенно – эмоционально (толковый словарь)
 
Эпиграф: Времена не выбирают, в них живут и умирают. А. Кушнер
 
 Выставка книг поэтов Малмыжского района «Поэты никогда не умирают. Возьмите полосы их задушевных строк» А. Титова.
 
Представлены сборники стихов Б. Мосунова, А. Титовой, Ф. Хадеевой, С.Зяблицева, подготовленный к изданию сборник О. Мауриной
 
Компьютерная презентация о судьбах поэтов (смотри Приложение 1 );
К созданию словесного портрета поэта 20 века (Приложение 2 );
Определение ИВСЯ (Приложение 3 )
К буриме (Приложение 4 )
 
Ход урока
   Добрый день! Сегодня у нас необычный урок, урок исследование, посвященный развитию темы «Назначение поэта и поэзии в творчестве поэтов ХХ века» и озаглавленный «Поэзия – эпоха – поэт», где во главу угла поставлено слово «эпоха». Да, как сказал А. Кушнер: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». А начало теме положил А. Пушкин в Золотом веке русской литературы знаменитым «Пророком»: «Восстань, пророк, … глаголом жги сердца людей». Его призыв зажег не одно сердце, а цель нашего урока: выяснить, что означал и как отразился завет Пушкина в судьбе и творчестве поэтов ХХ века; есть ли будущее у поэзии в ХХI веке.
   На уроках в 11 классе мы изучаем развитие литературного процесса в ХХ веке и видим, что судьба творческой личности весьма сложна и трагична. Почему же так было? Попробуем установить связь между судьбами поэтов, эпохой и их творчеством.
   ХХ век для нашей страны ознаменовался революциями, войнами и другими важными событиями, которые касались каждого, а поэты (см. определение поэта), значит на события в жизни страны они откликались своими стихами, которые, в свою очередь, получали признание, посмотрим какое. (презентация и рассказ учащихся о судьбах поэтов).
   Как видим, страна отметила их творчество весьма своеобразно. В чем же видела официальная власть опасность для себя, ведь поэзия (прочитать сл. Статью о поэзии).
  Определите, какая опасность заключалась в стихах поэтов О. Мандельштама, А. Ахматовой, Б. Пастернака? Учащиеся читают стихи и отвечают на поставленный вопрос.
   И глубокий ответ на террор властей от лица всех поэтов дал Л. Киселев в стихотворении «Русская поэзия» (ученица читает стихотворение).
   В середине 50-х годов, после ХХ партсъезда КПСС наступила знаменитая «хрущевская оттепель», казалось, наступила долгожданная свобода. А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадуллина, Р. Казакова и множество других имен появилось на небосклоне поэзии. Страна дышит поэзией. Журнал «Юность» с каждым номером открывает новые имена, а народ с упоением слушает песни под гитару, певцов, которые поют об Атлантах, о туманах, о кораблике, уплывшем в Бразилию. Среди них В. С. Высоцкий (учащиеся рассказывают об авторе и поют его песни).
   Как видим, его песни обо всем, но не о руководящей роли коммунистической партии и светлом будущем под ее руководством. Несмотря на новое ужесточение цензуры, растет самосознание, нежелание петь под указку, подчиняться «социальному заказу», т.е. поэт хочет оставаться поэтом в любую эпоху.
   Перед вами цитаты стихов поэтов первой половины ХХ века (приложение 2). Подумайте и создайте словесный портрет поэта ХХ века. В чем они видели свою судьбу и предназначение?
  Совместными усилиями сделан вывод: судьба поэта ХХ века необычайно трудна, их предназначение вести за собой, необходимо писать так, чтобы их помнили и через столетия, люди должны ценить слово поэта.
  ХХI век – совсем другой, сейчас абсолютная свобода, нет запретов. Есть ли необходимость «глаголом жечь сердца людей»? Как вы считаете? Есть ли будущее у поэзии в ХХI веке? (ответы учащихся). Вывод: другие темы, другое восприятие а будущее есть, т.к. люди воспринимающие действительность возвышенно-эмоционально, есть и сейчас.
  Знаете ли вы новые имена? (обзор выставки книг).
  Почему стихотворная речь, слово поэта имеет такую волшебную силу? В чем их секрет? (ответы учащихся – владеют искусством слова). А вы владеете? Определите изобразительно-выразительное средство (приложение 3).
   Молодцы, может, среди вас есть будущие поэты, а пока напишите свои стихи на заданные рифмы (приложение 4).
  Как видим, все в ваших руках. (сравнить с оригиналом). А есть ли у вас свои любимые стихи? Мое любимое А. Кушнер «Когда я очень затоскую».
  Итак, мы видим, что связь между поэзией, эпохой и поэтом не просто существует, а неразрывна и крепка, а человек, решивший посвятить себя творчеству, должен знать о возможных последствиях и собственной силе духа их выдержать, как это смогли поэты ХХ века.
  А теперь подведем итоги урока. Напишите, что нового узнали, изменилось ли отношение к поэзии и поэтам. (учащиеся пишут отзывы).
  Спасибо за урок!
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Времена не выбирают, в них живут и умирают.
А.Кушнер
   
Я стране своей верен до гроба, не политик я – только поэт. Но с поэта потомки особо взыщут все и через много л ет
Б. Мосунов
  
 
Поэзия- искусство образного выражения мысли в слове, преимущественно в стихотворной
форме; стихи, ритмическая речь. (Толковый словарь)
  
Поэт-
  1.Автор стихотворных произведений.
  2.Человек, воспринимающий действительность возвышенно- эмоционально. ( Толковый словарь)    
    Н.А.Заболоцкий: «Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык».
    А.Кушнер: «Крепко тесное объятье. Время-кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, с нас- его черты и складки, приглядевшись, можно взять.»
   М.Цветаева: «…Путь комет- поэтов путь: жжя, а не согревая, рвя, а не взращивая- взрыв и взлом- твоя стезя…»
   А.Т.Твардовский: «О том, что знаю лучше всех на свете, сказать хочу. И ТАК, КАК Я хочу. »
   В.В.Маяковский: « Как велико слов этих жжение рядом с тлением слова- сырца. И тысячи лет они приводят в движение миллионов сердца.
   Давид Самойлов: «Мне выпало счастье быть русским поэтом, мне выпала честь прикасаться к победам. Мне выпало горе родиться в двадцатом, в проклятом году и в столетье проклятом.»
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Определить изобразительно-выразительное средство
  Звезда полей во мгле заледенелой, остановившись, смотрит в полынью… (Н.Рубцов )
  Губы веющего ветра ищут, что поцеловать… (В. Брюсов )
  Играет ветер тучею косматой, ложится пене кружевной… (Н. Рубцов )
  А неба свод , глубоко-синий,- как купол, увенчавший храм ! (В. Брюсов )
  Напрасно глазом – как гвоздем, пронизываю чернозем… (М. Цветаева )
  Темнеет вдали, приуныл подорожник . (Н. Рубцов )
  Звезда полей во мгле крапивой лезет жгучая досада… (К. Спицина )
  … И медлит та, с косою на горбе… (В. Солоухин ) Руками всех друзей положен парень в шар земной, как будто в мавзолей. ( С. Орлов )
  …Снег глухой, беспристрастный, бесстрастный, холодный надо мной, над Невой, над матросским суровым отрядом. (Н. Рубцов )
  Что мы знаем? Что мы значим? Мы- цветы! Мы- миг! Мы – дым ! (В. Брюсов )
  О, белизна бумажного листа! Ни завитка, ни черточки, ни знака, ни мысли и ни кляксы. Немота. (В. Солоухин )
  Но я ее любил, как сорок тысяч братьев любить не могут! - Гамлет! (М. Цветаева )
  Отговорила роща золотая березовым веселым языком… (С. Есенин )
  В обнимку с ветром иду по скверу в потемках ночи… (Н. Рубцов )
  Напишите свое стихотворение на заданные рифмы
1. ………………..холодела
    ……………….легки
    ………………….надела
    ………………….руки
 
2. ………………..в руке
   ……………….на языке
   ………..движенье губ
   ……………пять букв
 
3. …………..на подмостки
    …………….косяку
    ………………отголоске
    ……………..на моем веку
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
 
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
             А.Ахматова
 
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
             М.Цветаева
 
Гул затих.
Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
            Б. Пастернак
Просмотров: 1386 | Добавил: adminInf | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930