Сегодня мы завершаем изучение раздела истории России "Первые попытки десталинизации СССР в 1953– середине 60-х гг.”. Почему именно этому периоду в истории нашего государства мы уделим особое внимание. Да потому, что истоки многих сегодняшних процессов и событий лежат в том десятилетии, когда у руля государства стоял Никита Сергеевич Хрущёв.
Эпиграф.
«…пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в своих домах. Освобожденные им люди…И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет».
План урока (запись в тетрадях)
1.Основные общественно-политические события 1953–1964 гг.
2.Кировская область в 50-60гг.
3. Социально-экономическая политика и положение колхозников.
4.Жизнь комсомольцев района.
5. Родная школа в 1953-1964 гг.
5.Художественный и музыкальный образ десятилетия.
1.Просмотр фрагментов х/ф "Карнавальная ночь”
Вопросы для учащихся.
Какими словами можно определить настроение и чувства советских людей, встречающих Новый год?
Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье?
Учащиеся рассказывают о возвращении людей из тюрем, реабилитации жертв политических репрессий и целых народов, о разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС.
2. Предлагаю просмотреть плакаты данного десятилетия и вспомнить основные достижения социально-экономической политики Хрущева.
Просмотр слайдов. Ответы учащихся.
Слово предоставляем 1 группе учащихся, которые представят нам Кировскую область в 50-сер. 60гг..
Задание учащимся: записать основные достижения социально-экономического развития области.
Рассказ ученика.
Проанализируете данные таблицы прошлого урока и записи в тетрадях и сделаете выводы
Учитель: Настроения людей, их отношение к происходящим событиям ярко проявляются в анекдотах.
Инсценирование анекдотов учащимися Вопросы учащимся:
Какая черта времени проявилась в анекдотах особенно ярко?
(Учащиеся отмечают свободу, демократию).
Какое отношение народа к Хрущеву отразилось в анекдотах?
3 Предлагаю просмотреть следующие слайды и вспомнить, какие реформы были проведены в области сельского хозяйства.
Слово предоставляем учащимся 2 группы, которые расскажут нам о жизни колхозников в данный период.
Какие социально- экономические реформы оказали наиболее значительное влияние на повседневную жизнь и быт жителей колхозов нашего района.
Жизнь комсомольцев района.(Презентация «Кукурузная эпопея в Савалях)
-Кто такие комсомольцы.
В тетрадях запишите дела комсомольцев.
Сделаем выводы.
4. Воспроизвести жизнь нашей школы в1953-1964 гг. помогут нам экскурсоводы и мы приглашаем всех перейти в наш школьный музей.
Воспоминания бывшей пионервожатой школы и учителя технологии о детской флотилии «Ют- Савали»
5. Учитель: Завершим наш урок –погружение в уютном уголке комнаты хрущевского периода.( в углу кабинета воспроизведен уголок комнаты периода 60-х – 70-хгг..) Настроения людей и характер эпохи передают ярко поэзия и музыка, которые представят нам ребята следующей группы, что поможет нам определить главные черты и особенности хрущевского десятилетия.
Следующая группа
Мы все привыкли кое-как
Трудиться – так нас приучили
И в результате – часто брак
И бедность, что мы заслужили.
Царит посредственность везде,
Зажав таланты жадной пастью.
Уселись в тёпленьком гнезде
Торговки вместе с местной властью.
А бюрократ всегда готов
Вильнуть хвостом, когда угроза.
И бьётся бедненький Хрущёв
С такою кучею навоза.
6.Мы обобщили знания об основных реформах Хрущева в политической, социально-экономической и духовной жизни.
Таблица
7. Что дал вам урок-погружение в историю
По итогам урока составляется таблица "Основные черты хрущевского десятилетия”
Сфера |
Позитивные черты |
Негативные черты
|
|
Политическая |
Десталинизация
Демократизация |
Культ личности |
|
Экономическая |
Создание основ индустриального общества |
Продовольственный кризис
|
|
Духовная |
Оттепель |
Партийно-государственный контроль
|
|
Подводя итоги, учащиеся отмечают характер настроений советских людей, в том числе кировчан, малмыжан, это: радость, надежды и разочарования.
Домашнее задание: обсудите дома с родителями проблему: перестройка 80-90 гг. близка по духу хрущёвской оттепели. Какие уроки мы можем вынести из хрущёвского десятилетия.